Изучив литературу по теме раннего обучения языкам, и, основываясь на личном опыте, со всей ответственностью заявляю, что эффективнее всего учить языки либо в раннем возрасте — лет до 7, либо уже в сознательном , как минимум, в старших классах.
В раннем возрасте ребенок может совершенно спокойно осваивать сразу несколько языков, при условии, что обучение проходит регулярно и в среде естественного общения. И если это происходит в игровой форме, то вам не удастся перегрузить ребенка — он возьмет ровно столько, сколько способен усвоить на данный момент всоего развития. Об этом говорят все современные исследования в этой области, мой собственный опыт и опыт многих моих знакомых, а также отзывы многих других родителей, которые делятся своими впечатлениями в интернете.
Активные процессы мозга, которые позволяют легко усваивать языки естественным образом в раннем детстве к 7 годам замедляются и поэтому так трудно дается учить предмет в школе. Меня всегда удивляло, что спустя несколько лет обучения очень маленький процент выпускников может свободно общаться с иностранцами.
Учить язык взрослым сложнее, но здесь им помогает организованность, самомотивация, умение сосредоточиться, большой языковой опыт — то, чего у школьников еще не очень развито. Но зато у детей очень существенное преимущество — им очень легко дается обучение и ребенок начинает общаться, не зная того, что у него еще не оксфордское произношение и грамматика хромает, а изучая язык будучи уже взрослыми, мы много сил и времени тратим на преодоление языкового барьера. А у моих детей и деток с которыми я работаю такой проблемы уже нет, что не может не радовать!
Многие знают, что в дореволюционной России многие обеспеченные родители приглашали иностранных гувернанток для обучения своих детей и часто это были несколько гувернанток, которые приходили по очереди — сегодня французский, завтра английский и так далее до 5 разных языков одновременно. Вряд ли кто-то поставит под сомнение уровень образованности российской интеллигенции того времени.