Я часто сталкиваюсь с подобным мнением: «Я не сторонник суперраннего развития». Здесь я частично соглашусь — я тоже не сторонница раннего развития, когда речь идет об обучении чтению, письму, математике и т.п. в раннем детстве. Интуитивно мне ближе подход тех, кто утверждает, что интеллектуальному развитию должно предшествовать физическое, творческое, эмоциональное, а читать и писать обучать нужно начинать после 6 лет. И в рамках данного проекта, я до 6 лет не советую вводить обучение чтению и письму. А до этого возраста, мы только слушаем и поем песни, рассказываем стихи и сказки, смотрим мультики и спектакли, слушаем чтение книг, лепим, рисуем, клеим, экспериментируем, варим, печем, помогаем маме с уборкой и делаем еще кучу всего интересного, занимаемся физкультурой, музыкой и тому подобным. Абсолютно уверенна, что это не принесет никакого вреда ребенку, разве что разовьет его память, сделает более креативным, общительным, сопереживающим, интересующимся окружающим миром. Так как все обучение проходит в игре, то перегрузить ребенка невозможно — он возьмет столько, сколько нужно.
В начале 90-х годов прошлого столетия тема раннего развития стала очень популярной и появилось много статей и исследований на тему раннего изучения иностранных языков и многие из них высказывали негативную точку зрения по этой теме. Так как эта тема меня очень интересовала, я стала изучать все материалы, которые смогла найти и заметила, что практически все эти исследования основывались на данных о детях билингвах из семей не очень благополучных — беженцах, эмигрантов, что на мой взгляд, не совсем корректно и само собой разумеется, что дети в таких семьях развиваются хуже и причина вовсе не в изучении двух языков, а в неблагоприятных условиях для развития в целом. Более поздние исследования (2000-х годов) подтверждают мысль о том, что изучение второго языка, напротив, способствует детскому развитию. Очень многие переживают как отразится изучение второго языка на развитии родного, особенно волнуются, что возникнут логопедические проблемы. Последние исследования показывают одинаковый процент подобных проблем у детей билингвов и монолингвов, что свидетельствует о том, что это связано с индивидуальными особенностями развития ребенка, а не с изучением дополнительного языка.
Мое мнение о том, в каком возрасте эффективнее всего изучать иностранный язык и почему можно узнать в одной из моих статей. Здесь же только добавлю, что для эффективного обучения необходима грамотная обучающая среда и регулярность занятий.
Опять же вспомним русскую интеллигенцию в дореволюционные годы — почти все учили по несколько иностранных языков с раннего детства и вырастали очень образованными людьми.